Разочаровательный принц (vbv) wrote,
Разочаровательный принц
vbv

Ничья земля

2001. Франция - Италия - Бельгия. Режиссер Данис Танович.

Вчера по каналу "Культура" показывали "Ничью землю", антивоенный фильм, обласканный жюри известнейших фестивалей. Его было интересно посмотреть хотя бы для того, чтобы понять: снимает ли кто-то кино на Балканах кроме Кустурицы. Оказалось, да.
Действие картины крутится в и вне окопа, где после стычки очутились три бойца - два боснийских и один сербский, причем один из боснийцев лежит на мине и если пошевелится, раздастся взрыв. Помимо этих персонажей, в поле действия оказываются французские миротворцы от ООН и группа телевизионщиков от английского (вроде) телевидения.
Фильм сделан совершенно, казалось бы, безыскусно. Но в этой безыскусности - тончайший рассчет. Это совершенно доступное каждому уму, практически голливудское кино, сочные краски, широкий экран - и притом никакого визионерства, клоунского монтажа и эпилептической операторской работы. Персонажи, что называется, ходульные - ничего лишнего, ненужного основной идее фильма, в них нет. А основная идея повторяется два раза; второй раз, словно для особо тупых пожирателей реалити-шоу, в телекамеру ее повторяет журналистка: "Если ты занимаешь нейтралитет, если ничего не делаешь, значит, принимаешь одну из сторон".
Заканчивается фильм трагически. Местные жители (жители пока "ничьей земли") - все погибают. И тут первое отличие от голливудского кино: главные герои не могут донести пафосную мысль об ужасе и дебильности войны своим потомкам. Более того, они оказались мудаками. Вместо того, чтобы выжить и через двадцать лет, уже старперами, написать друг другу по емылу: "А помнишь, как мы, тогда в окопе… Вот дураками были!", они перестреляли друг друга. Ссыкливый старший офицер из войск миротворцев, боящийся огласки, оставляет боснийского бойца подыхать на мине. Французский сержант, старательно тащивший к окопу телевизионную бригаду, сапёра и, как следствие, притащившего ссыкливого старшего офицера, в конце концов исполняет свой "солдатский долг" и прикусывает язык по приказу командира. Самоуверенная, но подуставшая журналистка, типа рупор эпохи, не удосуживается заглянуть в окоп, дабы удостовериться, всё ли досказали телезрителям эти коварные военные.
В результате - все персонажи выглядят не людьми, но человечишками, обычными маленькими людьми, подверженными чему угодно, кроме чужеродных им приступов великодушия, здравомыслия и желания не только жить самому, но и дать жить другим.
Это действительно прекрасный (по-своему, впрочем, прекрасный фильм), который отрешенно свидетельствует о том, что прошли тысячелетия, а человек как был никем, так никем и остался - машиной по производству говна и смерти.
Владельцем же ничейной земли становится живой труп…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments