Разочаровательный принц (vbv) wrote,
Разочаровательный принц
vbv

Война миров

В субботу утром я ходил вместе с другими детьми в кино на утренник. Мы смотрели долгожданную "Войну миров". Юлля, Акимыч, Серега и Саня вышли из кинозала с постными лицами. Пришлось срочно пить пиво. Я тоже выпил, хотя фильм, в целом, мне понравился.

Приятно удивило то, что Стивен Спилберг сделал почти дословную экранизацию "Войны миров" Уэллса. Кое-что, конечно, оказалось адаптировано в соответствии с потребностями современного массового зрителя. Прямо скажем, этого "кое-что" оказалось немало :) Вместо конца XIX века - начало XXI (ну а хули - всего-то одну римскую циферку переставить). Вместо банального приземления космических кораблей пришельцев - спуск их капсул на молнии прямиком под землю (и мало волнует, что по уму размещение боевых машин под землей кажется идиотским решением, зато на глаз - восстание гигантских треножников прямо из-под земли выглядит чрезвычайно неожиданно и эффектно!). И, наконец, главное: герой романа действовал в одиночку и все его действия были подчинены одной цели - добраться до жены. В современной реальности с крепостью брачных уз дела обстоят не настолько хорошо, поэтому, для пущей естественности и драматичности, жену убирают, зато навешивают на главного героя двух его детишек, которых он должен доставить к маме, прочухав по пути в полной мере удельный вес семейных ценностей. Ну и, разумеется, если уэллсовский персонаж был представителем интеллектуальной элиты, то персонаж демократического фильма Спилберга - простой работяга. Другой авторский ход, призванный сделать экранизацию более динамичной, заключается в том, что безумный священник и бездельник-фантазер артиллерист, персонажи романа Уэллса, перевоплощаются в одно целое - персонаж Тима Роббинса. Конечно, в романе главный герой не убивал "вызывающего серьезные опасения" священника, лишь подтолкнул его к гибели, но современный зритель куда более жесток, чем читатель 19 века. :)

Однако, основная идея, которую в течение минувшего столетия заездили донельзя, осталась неизменной. Да и сюжет выстраивается в соответствии с оригиналом: вторжение пришельцев, долгое бегство от них, смерть пришельцев от микробов, достижение своей собственной цели. Такая почтительность похвальна. Кроме того, это не просто почтительность. Спилберг продемонстировал, что умеет вычленять из чужих, к тому же литературных, классических произведений то, что способно напугать и сегодня. Блуждающие, неуязвимые, поливающие все вокруг смертоносными лучами треножники, беспомощность "королей природы" - это круто :)

И все-таки не оставляет ощущения то, что фильм Спилберга выглядит так же традиционно и устаревше, как и роман Уэллса. Но если в романе Уэллса была мощная, новаторская для 19 века идея - о вторжении инопланетян - и она в свое время ошеломила читателя, то у Спилберга была только одна возможность изумить искушенного зрителя, - спецэффектами. То есть фильм буквально устарел, как только был взят с монтажного стола и передан кинопрокатчикам. Он получился довольно-таки типичным для Спилберга и не выходящим за рамки голливудского высокобюджетного кино. Очевидно, что зрители ждали от этого широко разрекламированного фильма большего, наверно, каких-то вселенских откровений. Но и Спилберга можно понять: невероятно сложно угодить и вашим и нашим. Нереально одним выстрелом убить трех зайцев: экранизировать всемирно известный роман, породивший массу подобных романов и фильмов, и остаться притом верным его духу, в то же время удивить потребителей чем-то новым, а самое главное - отбить бюджет, т.е. поменьше экспериментаторства.

Особо удивить не получилось (по-моему, это вообще невозможно), но снять интересный, зрелищный, временами пугающий фильм Спилбергу, как обычно, удалось.

Оценка: 7 из 10.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments