Разочаровательный принц (vbv) wrote,
Разочаровательный принц
vbv

Category:

Русская новелла начала ХХ века

В субботу, трясясь в тамбуре пригородной электрички, одной потной рукою я сжимал раскалившуюся бутылку пива «Петровское», а другой рукою, не менее потной, придерживал сборник «Русская новелла начала ХХ века», который начал читать недели две назад в метро. К 77-му километру от Санкт-Петербурга я одолел его. Прочитанное произвело на меня столь неизгладимое впечатление (ха-ха, если бы!), что я не могу не поделиться мнением с вами, мои дорогие друзья. Каждому произведенью будет выставлена крайне объективная оценка (других у меня и не бывает), в результате чего каждая новелла расположится в этом, с позволения сказать, эссе под видом хорошо знакомого нам хит-парадного таблоида.
В качестве же эпиграфа хочется привести выдержку из обзора К.Бальмонта (которую, кстати, уже привели авторы предисловия к этому сборнику – на чем, собственно, их заслуга и заканчивается): «То, что в ней (литературе) живого, почти целиком ограничивается поэтами… Прозаики, за двумя-тремя исключениями, непристойны по своей повторности, по изношенности приемов… Здесь нет живого дуновения, от которого радостно бы вздохнул и сказал: «Весна».
Чертовски прав был Бальмонт, чертовски прав :) Однако, хватит отступлений.

31). Б.А.САДОВСКИЙ «Черты из жизни моей (Памятные записки гвардии капитана А.И.Лихутина, писанные им в городе Курмыше, в 1807 году)». Оценка: 1
Как вы думаете, может ли рассказ под таким названием быть хотя бы самую малость неплохим? Этот рассказ не то что плох, он омерзителен. Штамп на штампе сидит и штампом погоняет, как говорится. Плюс главный персонаж… это, знаете ли, кадр, каких поискать… да и то не сыскать будет более раболепного Червя.

30). Ю.Л.СЛЕЗКИН «Девушка из Trogadero». Оценка: 1
Я не прочел, не осилил.

29). С.А.АУСЛЕНДЕР «Бастилия взята (фрагмент)». Оценка: 1,5
Это – фрагмент, ко счастью. Я теряюсь в догадках, кто бы мог осилить это произведение целиком – произведение, являющееся бледной тенью даже такого унылого романа, как «Анжелика» Анн и Серж Голон.

28). А.В.АМФИТЕАТРОВ «Ребенок». Оценка: 1,5 из 10.
В этой новелле кипят латиноамериканские страсти: громкие крики, выламыванья и последующие всплескиванья обескощенных рук. Молодая женщина, под «страстью доказывать себе разумность и логичность всех своих поступков», отдается влюбленному в нее ничтожеству, частному поверенному Василию Ивановичу Иванову. Из Петербурга она отчаливает в Одессу, там втихаря рождается ребенок, после чего она возвращается в Питер, не желая ни видеть, ни слышать нелюбимого ею В.И.Иванова. После долгого выяснения отношений, она решает выйти за него замуж, мысленно восклицая: «Кончена моя жизнь!.. Прощай молодость». Рассказ был читан мною с брезгливостью, взращенной многочисленными просмотрами за ужином на кухне кусков аргентинских телесериалов… Хотя, на мой взгляд, Амфитеатров в состоянии дать фору недоношенным южноамериканским «кинодраматургам»!

27). Ю.Л.СЛЕЗКИН «Новелла». Оценка: 1,5
Автор Ю.Л.Слезкин не сильно заморочился с названием… Да он вообще ни с чем не заморочился! «Прелестная Альмея» позирует в своем салоне перед молодыми модными художниками, в углу сидят «беллетрист Строев и музыкант-аккомпаниатор, кривоногий Ронин», сидят и друг друга подъебывают. Потом Строева просят рассказать сюжет его новой новеллы, он тщательно мнется и все же начинает рассказывать историю о несчастной любви. Не досказав, замолкает. Ну что же вы, что же? – требует прекрасная Альмея, художники и кривоногий Ронин. В ответ Строев выбрасывается из окна. И все поняли, что именно такова концовка его новеллы.
Я не шучу, вот именно такую новеллу сочинил Ю.Л.Слезкин! :)

26). Ю.Л.СЛЕЗКИН «Удивительная женщина». Оценка: 1.5
Рассказ об удивительной женщине, которая обобрала главного героя в такси, а потом случайно повстречалась с ним на каком-то вернисаже. Ю.Л.Слезкин просто мастер выдумывать нелепые сюжеты! Впрочем сейчас, три дня спустя, мой воспаленный жарой мозг провел какую-то бледнейшую, робчайшую параллель между опусом Слезкина и сюжетной коллизией «Дневной красавицы» Бунюэля :)))

25). Д.С.МЕРЕЖКОВСКИЙ «Любовь сильнее смерти (Итальянская новелла)». Оценка: 2 из 10
Скажу честно: не дочитал. Нахер мне сдались эти «итальянские новеллы». Начинаешь читать предложение и тут же путаешься в огромной паутине ненужно-информативных деепричастных оборотов. Не говоря уже о буратиноподобных персонажах: «хозяина любили за острый нрав и за острый язык».

24). З.Н.ГИППИУС «Вымысел (Вечерний рассказ)». Оценка: 2
Так… Хоть убей, не могу вспомнить, какой тут сюжет. Общее впечатление – никакое. Помню только, что действие происходит в итальянских салонах… Загадочная дама, русский простофиля, все как полагается. Повествование по своей унылости может соперничать с современными покет-букными сентиментальными романами.

23). Н.И.ПЕТРОВСКАЯ «Бродяга». Оценка: 2,5
Приторно-сопливый шит. Сдается мне, что из рассказов, подобных этому, растут ноги розовой гламурной мути, которая нынче заваливает прилавки книжных киосков.

22). Б.А.САДОВСКИЙ «Святая Елена». Оценка: 2,5
Невнятная графоманская новелла о «приключениях» европейской комиссии на острове Святой Елены. Композиция же расссказа воистину ужасает, ибо вступление занимает 96% всего текста, а интрига умирает при рождении.

21). Б.К.ЗАЙЦЕВ «Смерть». Оценка: 3
Совершенно серая, блеклая новелла. Люди мрут, исполняют последние заветы, носят цветы на могилы умерших. Плохо передано очарование смерти. И, кажется, автору не знаком тезис: скука – это отнюдь не покой. Впрочем, этот тезис знаком не очень многим…

20). С.А.АУСЛЕНДЕР «Туфелька Нелидовой (таинственная история)» Оценка: 3
Любовь-морковь, высший свет, спиритизм, император, мистические происшествия, подобие придворных интриг – вот джентльменский набор этой новеллы, написанной таким суконным языком, что даже и намека нет на какую-то жанровую принадлежность.

19). Ф.СОЛОГУБ «Очарование печали (Сентиментальная новелла)». Оценка: 3
Возможно, кто-то из вас помнит «анекдот», который хорошо рассказывать тихим, сказывательным голосом хорошо накуренным друзьям: «В голубом-голубом царстве, в голубом-голубом замке жила голубая-голубая принцесса. Однажды голубая-голубая принцесса пошла по голубым-голубым залам голубого-голубого замка, перешла через голубой-голубой мост голубой-голубой речушки и пошла по голубому-голубому царству… И так далее, и так далее до бесконечности описывать ее путь по голубому-голубому царству… Потом, если кому интересно, голубая-голубая принцесса доходит до розового-розового царства, где ее похождения повторяются, но только уже имеют розовый-розовый оттенок… Принцесса доходит до розового замка, идет по его розовым залам и в главной зале находит розового-розового принца, играющего прекрасную мелодию на розовом-розовом пианино. Подойдя к принцу, принцесса тихонько спрашивает: «ЧтО, играешь?». И тут рассказчик должен истерично заорать: «ДА, ХУЯРЮ ПОМАЛЕНЬКУ!!!». На разморенных слушателей эта концовка производит сильное впечатление, некоторые, уже задремавшие, испуганно вскакивают, остальные громко смеются, радуясь неожиданной развязке. В сказке же Сологуба все нудно, а взрывной финал отсутствует, впрочем, автор предупреждает: история – сентиментальна, не обессудьте.

18). В.Я.БРЮСОВ «Мраморная головка (Рассказ бродяги)» Оценка: 4
Достаточно беспомощная миниатюрка о том, как слесарь влюбляет в себя хорошую женщину Нину, потом бросает ее, живет себе дальше, постепенно опускаясь на дно, а опустившись окончательно, попадает в дом, куда его зовут замок исправить, и там, на письменном столе, обнаруживает старинную мраморную голову, как две капли воды похожую на голову его Нины. «– Одно меня смущает. Что, если Нины никогда не было, а мой бедный ум, ослабев от алкоголя, выдумал всю историю этой любви, когда я смотрел на мраморную головку?» Вопль возмущенного читателя (меня, т.е.): блять, ну и что??? В чем сссуть-то???

17). Н.С.ГУМИЛЕВ «Радости земной любви (Три новеллы)». Оценка: 4
О господи, кто бы мог подумать, что именно путешественник Гумилев написал эту противную словесную патоку, ажно вязнущую на зубах. «К стройной Примавере», «нежной Примавере», «прекрасной Примавере», «нежную Примаверу», «прекрасной Примавере» – и так весь текст. Неистребима расейская тяга к лубку…
Хотя, надо признать, третья новелла неплоха, выдержанна, ну и, конечно, возвышенна, куда ж без этого…

16). А.В.АМФИТЕАТРОВ «Мертвые боги». Оценка: 5 из 10.
Рассказ начинается со знамений, поразивших Европу времен Ренессанса. Косматая комета, под кровавым блеском которой овца может растерзать волка. И тут, через 1.5 страницы действительно неплохих и разнообразных (хотя и избитых) описаний знамений, начинается, собственно сюжет, облеченный в форму «Дивных и пречудных приключений Николая Флореаса, уроженца… и т.д.», записанных в монастырских мемориалах. Читая эту стилизизацию, изобилующую «величественными безмолвиями», «безвестными далями», так и хочется воскликнуть: «Что за тоскливое дерьмо?!» (с) Джей и Молчаливый Боб. Суть же такова: мастер Флореас натыкается ночью на восстающий из небытия город, где общается – с кем бы вы выдумали? – с мертвой богиней Дианой. Т.е., попадает под власть диавола, и те, кто находит его потом, видят его в облике Маугли и доставляют несчастного парня в ближайший населенный пункт, чтоб изолировать от общества и беса. В заточении он благополучно погибает. Условно говоря, это мог бы быть неплохой рассказ… но, право слово, достаточно нам и одного мертвого бога – какого черта писатель Амфитеатров умертвил своего персонажа, напоминающего сбежавшего из театра кукол Пиноккио, и умертвил текст… слава Богу, что на латыни не додумался его написать…

15). Д.С.МЕРЕЖКОВСКИЙ «Святой Сатир». Оценка: 5 из 10
Это стилизация, что, априори, изначально (да и впоследствии тоже) вызывает (не может не вызывать) зевоту. Пикантный сюжет, в котором богопослушный капуцин Фра Мино становится зрителем дьявольского наваждения: козлоногие сатиры ебут прекрасных нимф. Поддавшись соблазну, он подпускает нимф к себе поближе, и они, приблизившись к реальности, обращаются в то, чем являются на самом деле, – старых отвратительных старух. Возмущенные тем, что капуцин испытывает жуткое разочарование, злые старухи всячески издеваются над Мино, избивают его, ссут на него, и с этого-то и начинается вторая половина его мучительной жизни, в которой он огребает по полной программе за такую неуместную податливость греху. Фра Мино в конце концов умирает – Мережковский не церемонится со своим персонажем. Сюжет хорош, рассказ тоже мог бы быть хорош, если б не это нудное, дотошное следование давно забытому слогу, не эта тупая подражательность.

14). М.А.КУЗМИН «Набег на Барсуковку». Оценка: 5,5
Эта история с похищением невесты написана просто, безыскусно, можно даже сказать, примитивно, и это-то и является ее единственным плюсом.

13). М.А.КУЗМИН «Портрет с последствиями». Оценка: 6
Меньше всего слов выдавливается именно тогда, когда при прочтении абсолютно среднего произведения ты хочешь что-то сказать о нем. На самом деле, и сказать-то о нем нечего, да и не хочется вовсе, но в данном случае – надо, раз уж обязался :) Ну, вот и сказал…

12). Н.С.ГУМИЛЕВ «Принцесса Зара». Оценка: 6
Экзотическая страсть: воин с озера Чад и обольстительная принцесса Зара, убивающая своих поклонников, даже самых лучших, таких, как воин с озера Чад. Выбор тем у Гумилева невелик. А стиль его прозы неприятно отличается скованностью, будто б он насильно загоняет себя в рамки.

11). А.П.Чехов «Шампанское». Оценка: 6 из 10.
Антон Палыч Чехов писатель легкоперый, – этого таланту у него не отнимешь, несмотря на все усилия упрощенного до уровня морлока читателя, зевающего, обычно, после первого же абзаца. Вот и данный рассказ, повествующий о «роковой» женщине, обозначившейся в унылой жизни молодого начальника полустанка, написан легко и живо. А сюжет – говно. Такой отстой, что у меня, как читателя, не встает на этот рассказ символический wow-хуй, – если воспользоваться, от перво-части, термином Виктора Пелевина. Изначально новелла предполагает увлекательный сюжет и неожиданную развязку, а в рассказе Чехова интрига подменена бытолетописью с такой же серой, банальной недоразвязкой. Тараканья жизнь, тараканьи страсти. Смалодушничаю: не в упрек Чехову сие сказано, а в упрек составителям сборника. Хе…

10). В.Я.БРЮСОВ «В подземной тюрьме (По итальянской рукописи начала XVI века)» Оценка: 6,5
Ко счастью, Брюсов пишет небрежно. Он пишет настолько небрежно, что благоразумно опрадывается еще в заголовке: «По итальянской…», в отличие от Мережковского, который, как мне кажется, написал бы так: «Итальянская рукопись…», после чего обязательно занудел бы страниц этак на десять. Небрежный Брюсов несловоохотлив, не кидается сложными причастными и деепричастными оборотами направо и налево, и укладывается в пять страниц. Его рассказ о знатной неаполитанской барышне, попавшей в подземную тюрьму, как ни странно, даже динамичен.

9). А.Н.ТОЛСТОЙ «Катенька (из записок офицера)». Оценка: 6,5
Новелла «Катенька» практически ничем не отличается от другой новеллы Толстого, опубликованного в этом
сборнике – опять «молодым везде у нас дорога», а глупые, жалкие старики сосут. Разве что на первый, сугубо субъективный взгляд, эта новелла чуть тусклее «Соревнователя». Вроде б те же яйца, а все ж таки в профиль – глаз не видно :)

8). Ф.СОЛОГУБ «Отравленный сад». Оценка: 6,5
Сологуб мне нравится. Сологуб писатель хороший, один из немногих толковых беллетристов. Его роман «Мелкий бес» я перечитывал несколько раз. Подобной участи удостаивался только один рускиписатель – Н.Гарин-Михайловский, чьих «Студентов», «Гимназистов» и «Инженеров» я перечитывал раньше чуть ли не каждый год. Однако, в рассказе «Отравленный сад» традиционный для Сологуба символизм приобрел форму грубую, можно даже сказать, непотребную. Прекрасный Юноша, Старуха, которую он почтительно называл Старой, злой Сад, роковая Красавица. Все так размыто, все так обобщено, шо плакать хочется. Веет от рассказа какой-то наглостью, каким-то бесцеремонными ворошением в давно погибшем, сгнившем и пытающемся восстать под пассами колдуна-вуду романтизме.

7). Н.С.ГУМИЛЕВ «Лесной дьявол». Оценка: 6,5
Гумилев в этом сборнике представлен тремя рассказами, и этот – самый лучший. Хорош сюжет, остальное же… как бы это помягче выразиться…
У меня создается ощущение, что рассказы Гумилева являются квинтэссенцией представлений русских писателей начала ХХ века о романтической новелле: любовь, во всякий удобный момент заменяемая страстью; экзотические (насколько хватает личного опыта и фантазии – фантазии обычно не хватает) приключения, простимулированные порывами этой самой пресловутой страсти; непременное заимствование и всяческое подражание «классикам», невыносимо тоскливым в своей солидной многословности.

6). М.ГОРЬКИЙ «Сказки об Италии (XXII))». Оценка: 7
Читал у Горького итальянские сказки и получше. Впрочем, в тему, заявленную этим сборником, сказка под нумером уловка-22 вписывается идеально. Сказка о соревновании между матерью и дочерью, об исступленном танце. Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? – помните такой фильм Сиднея Поллака? Там плясали за деньги, тут пляшут за нечто большее.

5). Г.И.ЧУЛКОВ «Дети». Оценка: 7
У Чулкова были два рассказа, которые я не стал читать. Жара в тамбуре достигла своего апогея, и я понял, что зной вкупе с теми двумя рассказами Чулкова и перегретым пивом – не совместятся. Поэтому стремительно перелистнул страницы и остановился на третьей новелле Чулкова, которая сразу приглянулась мне простотой изложения. Да и как иначе – речь там шла о детях. Их диалоги стали глотком свежего воздуха для меня, замороченного риторикой буратин и пиноккий русских стилистов начала ХХ века. По большому счету, этот рассказ уже выходит, причем не только хронологически, за рамки «русской новеллы начала ХХ века», точно так же, как и последний рассказ этого сборника – «Море и горы» Пильняка. Произведенье «Дети» повествует о бегстве польской семьи через лес, бегстве от немцев. Захват в плен главы семьи остается за кадром, зато довольно пронзительно звучат последние в этом тексте слова: «Мама! Чего же ты кричишь? Это просто немцы!»

4). А.Н.ТОЛСТОЙ «Соревнователь». Оценка: 7,5
Единственный в этом сборнике юмористический (если можно так выразиться) рассказ, к тому же написанный довольно живо и красочно. В провинциальное имение, принадлежащее какому-то оставному вояке, приезжает его полковой товарищ со своей молодой овдовевшей племянницей. Между «дядюшкой», хозяином имения, и его племянником с характерным именем Нарцис, разгорается «соревнование» – кто произведет наибольшее впечатление на молодую вдову. Разумеется, побеждает молодость. Водевильная интерпретация тургеневских «Отцов и детей» выделяется на фоне остальных рассказов сборника бодростью и легкостью.

3). И.А.БУНИН «Заря всю ночь». Оценка: 8
Хороший рассказ, изящный, тонкий. Мне кажется, что автору удалось втиснуться в шкурку своего персонажа, юной девчушки, которой завтра требуется дать согласие на брак. Трепетное, романтически настроенное создание взволнованно копошится в своих чувствах, воспоминаниях. Фантазия побуждает ее выбежать ночью во двор, через парк – в беседку, ей кажется, что жених ждет ее там, овеваемый теми же самыми рефлексиями, заработанными чтением сентиментальных романов, что и она. Но беседка пуста, его там нет. А утром, когда все в сборе, а она спит, ее жаних кричит через дверь (Тут я лучше процитирую:)
«– Наталья Алексеевна! Стыдно! Заспались!
И мне и правда было стыдно, стыдно выйти к нему, стыдно, что я откажу ему, – теперь я знала это уже твердо».
Вот так вот все мило, искренне, и даже, как ни странно, непосредственно, – что, на мой взгляд, большая редкость для так называемой «новеллы начала ХХ века».

2). Б.А.ПИЛЬНЯК «Моря и горы». Оценка: 8,5
Нравится мне Пильняк! Нравится своей экспрессией, перерастающей в истерию. Вот и этот рассказ не разочаровал. Последний рассказ в сборнике – и один из самых лучших. Окопы, животная страсть… и нет в этом занудности Хемингуэя. «Проводники проследили, что к поручики Агреневу пробралась женщина. Поручик на сутки был откомандирован в дивизию. Кто в темноте разберет, какой проводник отпер дверь и какой офицер насиловал? Да и посмеет ли кричать женщина, раз она там, где нельзя ей быть, откуда ее просто выгонят,..» Рассказ стремителен, как ебля обезьян. Тем и радует.

1). Л.Н.АНДРЕЕВ «Бездна». Оценка: 9,5
Совершенно определенно, что этот рассказ попал сюда по недоразумению, по чистейшей случайности. Точно так же я был бы удивлен, если б в сборник производственных рассказов издательства «Лениздат» середины 60-х годов угодил Владимир Сорокин со своим «Первым субботником».
21-летний студент-технолог Немовецкий и 17-летняя гимназистка Зиночка идут домой через поле, через лес, навстречу закату. Скромно беседуют о любви возвышенной, платонической, читают стихи.
Каждая строчка рассказа наполнена какой-то желчью, наблюдательностью, акценты расставлены точно и зловеще: весьма символичен закат, сам по себе, и солнце цвета крови. Чем ближе к ночи, тем атмосфера рассказа становится гуще, мрачнее: появляются две грязные женщины, сидящие на краю ямы:
«Когда они прошли, она запела густым, мужским голосом:
– Я для тебя одного, мой любезный,
Я, как цвет ароматный, цвела…
– Варька, слышишь? – обратилась она к молчаливой подруге и, не получив ответа, громко и грубо захохотала.»
Потом наступает, на первый взгляд, развязка: в уже темном лесу они натыкаются на трех пьяных мужиков, каких-то чернорабочих, выпивающих на поляне у костра. Зиночку насилуют, а Немовецкого сбрасывают в овраг, откуда он, придя в сознание, все-таки выбирается и бежит на поиски Зиночки. Бежит для того, чтобы наступила та самая, на сей раз настоящая, развязка или, можно сказать и так, – катарсис. «Немовецкого не было. Немовецкий остался где-то позади, а тот, что был теперь, с страстной жестокостью мял горячее тело и говорил, улыбаясь хитрой усмешкой безумного:
– Отзовись! Или ты не хочешь? Я люблю тебя, люблю тебя» <…> «И с силой он прижался к ее губам, чувствуя, как губы вдавливаются в тело, и в боли крепости поцелуя теряя последние проблески мысли» <…> «И черная бездна поглотила его».
Рассказ Л.Андреева представляет собой гиперреализм чистой воды и кажется белой вороной на черном фоне прочих, завуалированных стилизацией, новелл, и даже сверх того, он сильно выбивается из общего ряда сюжетно. Так и тянет обозвать Андреева постмодернистом. :)

Заключение (касаемо только этого сборника): в начале ХХ века музы покинули русских прозаиков… и те писали скучно, невыразительно. Грустно это, конечно, и печально. А коли так, то тогда и хватит мне песдеть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments